"ЛЕБЕДЬ. Культ этой птицы отмечался в Европе со
времен бронзового века и до некоторой степени был
отражен и в раннехристианской иконографии. В
древнейшие времена эта птица была тесно связана с
культом Солнца, но впоследствии в более развитых
мифологиях роль ее стала второстепенной. В
литературе древней Ирландии лебедь продолжал
занимать важное место, и существует множество
мифов, связанных с этой птицей.
Есть, к примеру, миф о сне Энгуса, который
исследователи относят к первой половине VIII века.
Энгус, известный как Добрый Бог или Младший Сын,
сын Дагды, влюбился в девушку, явившуюся ему во
сне, и заболел от этой любви. Выяснилось, что эта
девушка — Кэр ИБОРМЕИТ (Ягода Тиса), дочь короля-
Энгус отправился на поиски девушки, и когда после
ряда приключений прибыл к озеру, увидел сто
пятьдесят девушек, превратившихся в лебедей.
Оказалось, что возлюбленная Энгуса один год живет
в человеческом образе, а один год — в образе
лебедя. Из текста также следует, что ею нужно
овладеть в то время, когда она пребывает в образе
птицы. В означенное время Энгус приближается к
озеру (по тексту, сам он пребывает в человеческом
облике), подзывает к себе Кэр, а когда она в
образе лебедя приближается к нему, он тоже
превращается в лебедя и взлетает с ней в воздух;
сделав три круга вокруг озера, они летят в
направлении его дворца, распевая при этом
магические песни, от которых все окружающие
погружаются в глубокий трехдневный сон- Дотошные
исследователи отмечают некоторые различия мифа от
множества внешне сходных с ним волшебных сказок
других народов: во-первых, превращение происходит
без каких-либо магических обрядов и без
использования магических предметов, а во-вторых,
Энгус не похищает “лебединое платье” Кэр во время
купания, но сам принимает образ лебедя. Этим
подробностям придается немаловажное значение.
ВОРОН. Эта птица, так же как и лебедь, в
древнеевропейской мифологии была связана с культом
Солнца, а позже в римской и галльской иконографии
ассоциировалась и с божествами-воителями и
прорицателями. В более поздних кельтских мифах и
легендах появление ворона является дурным знаком,
а еще позже, в эпоху христианства, у ирландцев
распространяется поверье, будто ведьмы и иные
слуги сатаны способны принимает образ этой птицы.
Существует множество археологических находок, на
которых имеются изображения женщин-богинь с
головами или клювами ворона. Есть легенда о
мифическом герое Келите, который стал паломником с
целью исцелиться от болезней. Жившие возле
целебного источника люди потребовали, чтобы
вначале герой избавил окрестности от трех ужасных
воронов, которые во время ежегодного праздника,
происходящего первого ноября, уносят с собой трех
мальчиков. Эти вороны на глазах Кели-та взлетают
из глубин моря, “что расположено к северу”, а
затем садятся на дерево и издают жуткие крики, от
которых, “будь такое разрешено, то мертвые
восстали бы из могил, а волосы выпали бы из голов
людей, слышавших это”. Применив магические приемы,
Келита уничтожает зловещих птиц.
КОШКА. В раннекельтских традициях отмечаются
изображения существ, являющихся частично кошками,
частично — людьми. Известно, что это животное
играло важную роль в похоронных обрядах кельтов
Галлии, а в ирландской традиции кошачье мясо ели
чародеи, маги и прорицатели. Позже это животное
начинает встречаться и в мифологии. Например, в
одном из многочисленных “Путешествий” небольшая
кошка является хранителем сокровищ, за которыми
отправляется герой. Кошка эта при приближении
похитителя превращается в пылающий шар,
испепеляющий злоумышленников.
В “Путешествии святого Колумба” упоминается
остров, населенный людьми с кошачьими головами. В
уэльской мифологии известна кошка по имени ПОЛУГ.
Сообщается, что это существо было вскормлено
волшебной свиньей ХЕНВЕН, которая в свою очередь
когда-то была человеком. Из иных ирландских
сказаний следует, что эта легендарная кошка, как и
многие другие кельтские мифические животные,
прежде была человеком.
- Главная страница - Вопросы и ответы - Библиография - |