БЫК. Один из быков занимает очень важное место в
ирландской мифологии. Это герой эпического
повествования “Похищение быка из Куальнге”.
Главный герой эпоса ДОНН некогда был божественным
свинопасом у владыки потустороннего мира. После
серии метаморфоз, которые заняли не один век, он в
образе быка сохраняет человеческий разум и эмоции.
Из-за него в провинции Ольстер разыгрывается
гражданская война, в которой он сам принимает
участие.
Его соперник — сын ФИНДБЕННАХ тоже был
божественного происхождения, и история его жизни
примерно такая же, что и у Донна. Кульминация
повествования — смерть двух гигантских быков во
время битвы:
Донну удается умертвить Финдбеннаха, однако сам
он, не выдержав неимоверных усилий, которых
потребовала борьба, умирает. Полагают, что в
основе этой легенды положены неизвестные
исследователям реальные факты о борьбе двух
предводителей древних племен, защитников своего
народа. Доказательством этого может служить и
занимаемое место данной легенды в ирландской
мифологии при отсутствии других подобных историй.
КАБАНЫ и СВИНЬИ. Эти животные часто упоминаются в
мифах кельтов. Им отводится немаловажная роль в
ритуалах жертвоприношений, что подтверждается
археологическими находками: наличие в захоронениях
останков свиньи свидетельствует о том,что именно
она считалась наиболее подходящей для уходящего в
иной мир. Это предположение подтверждается и тем,
что в ирландских сказаниях свинина — любимое,
блюдо королей и богов. Кроме того, домашние свиньи
и дикие кабаны фигурируют в ирландской мифологии
как животные, благоприятствующие гаданиям, а в
цепочках метаморфоз, которые проходят мифические
герои, почти всегда встречается воплощение их в
кабана.
Огромные свиньи из загробного мира нередко
являлись носителями несчастья и смерти. Важным
моментом ранних сказаний была охота на кабана,
стоящая выше других видов охоты. Традиционные
описания такой охоты проходят сквозной нитью от
древнейших источников до современных сказок
Ирландии. Далее, говоря о культурном наследии
кельтов, мы приведем пример из повествования,
главным героем которого является король Артур,
участвующий в охоте на дикого кабана.
ЛОШАДЬ. В различных мифопоэтических традициях
животные фигурируют иногда в качестве помощников
мифологических персонажей, их атрибутов или
символов. У кельтов таким животным была лошадь.
Среди культовых предметов, составляющих наследие
кельтов, является оригинальная колесница, на
которой восседает богиня с копьем, преследующая
кабана. Исследователи полагают, что это — богиня
Эпона, которая нередко изображалась верхом на
лошади или стоящей у лошади.
Лошадь часто фигурирует в раннекельтской
литературе. Например, ЖИЛЛЬ де КЭР, появляющийся в
одном из сказаний цикла о ФИННЕ — легендарном
мудреце и провидце, а иногда и воителе, —
встречает войско Финна, ведя на поводу жалкого
вида серую лошадь, а затем бросает повод, и
животное нападает на конницу завоевателей и
безжалостно уничтожает ее. Лошадь эта, безусловно,
волшебная, ибо для того, чтобы взнуздать ее,
требуется четырнадцать человек. Когда люди садятся
на нее верхом, то слезть с нее уже невозможно, а
несется она с такой скоростью, что дух
захватывает.
В приводимой нами истории лошадь привозит
несчастных седоков в загробный мир, правителем
которого и оказывается Жилль де Кэр. Волшебные
лошади встречаются в многочисленных кельтских
легендах: как правило, это “водяная лошадь”. Она
выходит из воды, каким-либо способом заманивает
человека сесть на нее, лишает его возможности
спешиться и уносится в море вместе с несчастной
жертвой.
Можно отметить и роль лошади в ирландской
ономастике. Моча лошадей и богов часто служит
появлением на этом месте озер и источников.
Например, образование озера Лох Ни объясняется
так: некогда лошадь бога Эгнуса помочилась, и на
этом месте возник источник. Хранительница,
приставленная наблюдать за божественным
источником, как-то раз забыла накрыть его крышкой.
Божественная жидкость начала бурно изливаться,
образовав в конце концов озеро Лох Ни. Сходна и
история происхождения озера Лох Ри, но в этом
случае мочу испустила лошадь бога МИДИРА; вскоре в
озере утонул мужчина по имени Ри, в память о нем и
было названо озеро.
Возможно, началом юмора в литературе Британских
островов послужил фрагмент из истории о Черном
Моро — коне Элидира МВИНАФАВРА, который мог нести
на своей спине семь с половиной человек.
Перечисляется семерка “настоящих” людей, а далее
говорится: “...и Гелбейрин, их повар, который мог
плавать, лишь держась обеими руками за круп коня,
— так что был он лишь половиной человека”.
- Главная страница - Вопросы и ответы - Библиография - |